С начала шестидесятых годов прошлого века ВВС США ведут подготовку летчиков при помощи учебно-тренировочных самолетов Northrop T-38 Talon. Несмотря на все модернизации, такая техника уже давно устарела и нуждается в замене. Новый УТС разрабатывается в рамках программы APTS или T-X. Авиационная промышленность США и других стран предложила военно-воздушным силам США несколько проектов такой техники, и лучшим была признана совместная разработка компаний Boeing и Saab.
Программа APTS
Еще в 2003 году Учебное авиационное командование военно-воздушных сил США пришло к выводу о необходимости замены УТС T-38 и приступило к выработке технического задания на перспективный образец. Изначально планировалось получить готовый УТС в 2020 году, но затем график неоднократно пересматривался. Согласно нынешним планам, в 2024 году в состоянии начальной оперативной готовности должны находиться первые самолеты нового типа. В общей сложности планируется приобрести 351 перспективный УТС и 46 тренажеров, повторяющих функции авиационной техники.
Весной 2015 года ВВС опубликовали требования к будущему самолету T-X / Advanced Pilot Training System («Улучшенная система обучения пилотов»). Интерес к программе APTS проявили сразу несколько организаций. Компании Boeing и Saab предложили совершенно новый проект УТС под обозначением T-X. Итальянская компания Leonardo доработала существующий самолет M-346 и назвала его T-100. Также к программе присоединились компании Lockheed Martin и KAI, Northrop Grumman в сотрудничестве с BAE System, Textron и другие.
27 сентября 2018 года Пентагон выбрал победителя конкурса и подписал контракт на продолжение работ. Лучшим вариантом перспективного УТС был признан T-X от Boeing и Saab. Теперь их задачей является продолжение опытно-конструкторских работ, а также подготовка к будущему серийному производству. В настоящее время опытные T-X проходят летные испытания. За завершение опытно-конструкторских работ и строительство серийной техники исполнители получат 9,2 млрд долларов.
Требования заказчика
Техническое задание по программе APTS / T-X включало около сотни пунктов и оговаривало все характеристики и возможности будущего самолета. При этом делался акцент на ряде основных характеристик, прямо связанных с обучением пилотов. Готовый самолет T-X, в отличие от существующего T-38, изначально должен учитывать особенности подготовки летчиков для работы на современных и перспективных истребителях. Требовалось обеспечить несколько режимов работы самолета, позволяющих проводить как начальное обучение, так и повышение квалификации.
Планер, силовая установка и системы управления T-X должны максимально точно повторять поведение боевых самолетов, в том числе за счет соответствующих алгоритмов работы. Необходимо использовать современное оснащение кабины и прочее радиоэлектронное оборудование, возможности которого отвечают требованиям обучения летчиков. Техническое задание предусматривало использование двухместной кабины с местами для инструктора, контролирующего все процессы, и обучаемого пилота.
На стадии формирования технического задания рассматривались некоторые дополнительные вопросы. Так, изучалась необходимость и целесообразность установки штанги дозаправки топливом в полете. Также прорабатывался вопрос создания учебно-боевого самолета и модификации для морской авиации. В итоге было решено, что новая модификация специально для ВМС излишне усложнит проект и приведет к его удорожанию. То же касалось и средств дозаправки.
Схожим образом обстояло дело и с вопросом вооружения. На ранних стадиях программы T-X предлагалось оснастить УТС точками подвески для управляемого и неуправляемого оружия. Однако специалисты посчитали, что это приведет к удорожанию самолета, но не даст серьезных преимуществ. ВВС США обладают достаточным парком тактических самолетов, пригодных для боевых тренировок и участия в реальных операциях. Как следствие, превращение УТС в боевую машину не имеет смысла.
Учебное авиационное командование и ВВС предъявляют к APTS / T-X особые требования в части стоимости техники и ее жизненного цикла. Также предусматривается максимальное использование доступных комплектующих. Их доля должна достигать 80%, но при этом обеспечивать получение заданных характеристик. Особое внимание уделяется локализации производства. Максимально возможное число комплектующих должно производиться в США.
Параллельно с самолетом T-X должен создаваться аналогичный тренажер для наземной подготовки летного состава. К нему предъявляются схожие требования в части имитации современной авиационной техники. С точки зрения функций и принципов обучения тренажер должен повторять полноценный УТС.
Проект Boeing / Saab T-X
В прошлом году победителем конкурса T-X признали одноименный проект от компаний Boeing и Saab. К моменту подписания контракта на продолжение работ они успели завершить разработку проекта, а также построить и вывести на испытания опытные самолеты. Теперь американским и шведским специалистам предстоит провести оставшиеся испытания, а затем наладить серийное производство в интересах военно-воздушных сил США.
Проект Boeing / Saab T-X предлагает строительство двухместного однодвигательного УТС с особым составом оборудования и специфическими возможностями. Планер строится по интегральной схеме с небольшими наплывами, стреловидным крылом и двухкилевым хвостовым оперением. Воздухозаборники помещаются под крылом, позади кабины. Самолет имеет длину 14,15 м и размах крыла 10 м. Силовая установка строится на основе турбореактивного двигателя с форсажной камерой General Electric F404, развивающего тягу более 8000 кг.
Заявленные летно-технические характеристики достаточны для решения задач обучения пилотов. Максимальная скорость определена на уровне 1300 км/ч, дальность полета – более 1800 км. Практический потолок достигает 15000 м. Скороподъемность – 170 м/с. Допустимые перегрузки не уточняются.
Разработчики указывают на ряд важнейших особенностей их T-X, упрощающих выполнение основных задач и обеспечивающих преимущества перед другими участниками APTS. В первую очередь, самолет по своему облику похож на современный истребитель. Он оснащен оперением с парой килей, мощным двигателем, а также имеет возможность энергичного маневрирования с перегрузками. Все это, как утверждается, должно упростить подготовку пилотов к будущей работе на реальных истребителях.
Управление самолетом осуществляется при помощи электродистанционной системы с функцией контроля за работой пилотов. Она отвечает за выполнение всех основных операций, а также защищает УТС и его экипаж от выхода на запредельные режимы. Заявлено сохранение управляемости во всем диапазоне скоростей, режимов и углов атаки.
Обе кабины, для инструктора и обучаемого, разработаны с учетом современных тенденций авиастроения. Их оснащение имитирует приборы истребителей последних поколений. Рабочие места оснащены крупноформатными жидкокристаллическими дисплеями и минимальным количеством традиционных приборов. Аппаратура кабин обеспечивает полное управление самолетом и ходом обучения.
Помимо самолета и тренажера компании Boeing и Saab создают полный набор учебных материалов и устройств для подготовки летчиков. Предполагается, что пилоты смогут пройти все этапы обучения с использованием элементов единого комплекса, расположенными в учебных классах и на аэродроме.
В проекте учитываются интересы национальной экономики. УТС T-X на 90% состоит из комплектующих американского производства. Основную массу работ по изготовлению и сборке техники будет выполнять завод Boeing. Ключевые комплектующие поставят американские предприятия, такие как General Electric. Шведскую компанию Saab в проекте представляет ее американское отделение. Оставшиеся 10% изделий предлагается закупать у компаний из 34 зарубежных стран. В общей сложности к строительству новой техники будут привлечены 17 тыс. работников из десятков стран.
Ход работ
Разработка проекта Boeing / Saab завершилась в начале 2016 года, после чего стартовало строительство опытной машины. В середине сентября того же года состоялась выкатка первого прототипа под заводским обозначением BTX-1. 20 декабря он впервые поднялся в воздух. В марте 2017 года выкатили вторую машину BTX-2. Она совершила свой первый полет 24 августа того же года. С тех пор летно-конструкторские испытания выполняются с применением двух самолетов.
Не позднее 2020—2021 годов на одном из заводов Boeing начнется строительство серийных T-X для ВВС США. Требуется быстро развернуть массовое производство, чтобы выполнить условия контракта в заданные сроки. В 2024 году Пентагон намерен довести до состояния начальной оперативной готовности первое подразделение, укомплектованное новыми УТС. Строительство всей серии из 351 самолета и 46 тренажеров может растянуться на несколько лет.
Общая стоимость контракта, заключенного с Boeing / Saab составляет 9,2 млрд долларов. При этом стоимость отдельного серийного самолета или тренажера пока не уточнялась. В среднем каждое изделие двух типов обойдется заказчику в 23 с лишним миллиона. Это не слишком много – особенно на фоне стоимости современных истребителей пятого поколения.
Перспективы проекта
Программа создания УТС APTS / T-X имеет особое значение для военно-воздушных сил США. Ее целью является создание нового учебного самолета для замены устаревших T-38 Talon. В будущем Boeing и Saab должны будут передать заказчику технику нового типа, которая позволит постепенно избавиться от старых образцов. Кроме того, возможно появление экспортных контрактов на такие самолеты.
По известным данным, в вооруженных силах США сейчас эксплуатируется более 500 самолетов T-38 ряда модификаций. Самые новые машины этого семейства были построены еще в начале семидесятых годов, и уже приближаются к окончательной выработке ресурса. Кроме того, учебно-тренировочные самолеты в последние десятилетия отстали в своем развитии от боевых машин. Существенная разница в характеристиках, возможностях и бортовой аппаратуре серьезно усложняет подготовку и переобучение летчиков для работы на современных типах боевых самолетов.
ВВС США еще в начале прошлого десятилетия поняли сложность складывающейся ситуации и затем приняли необходимые меры. По ряду причин создание замены для T-38 изрядно затянулось, но теперь она стала реальной. К середине двадцатых годов Пентагон сможет перевести учебные подразделения на новую технику, соответствующую требованиям времени.
Можно предположить, что проект Boeing / Saab T-X, независимо от дальнейшего развития событий, будет успешным. При отсутствии серьезных проблем он приведет к желаемым результатам в установленные сроки. Если же будут иметь место какие-либо затруднения, компании-разработчики могут рассчитывать на любую помощь заказчика. Программа APTS слишком важна для развития ВВС, чтобы Пентагон мог допустить ее срыв. Впрочем, очевидно, что заказчик в любой ситуации станет бороться за сохранение бюджета программы в установленных рамках.
Очевидно, что УТС T-X имеет некоторые экспортные перспективы. Так, в составе ВВС Турции имеется 33 самолета T-38M, не отличающихся новизной. Они могут требовать замены, и США способны предложить турецким военным подходящую машину. В прошлом T-38 состояли на вооружении ФРГ, Португалии, Тайваня и Южной Кореи, однако к настоящему времени эти страны отказались от устаревших УТС в пользу более новых образцов. При определенных обстоятельствах эти страны могут проявить интерес к новому самолету.
В контексте проекта T-X также можно рассматривать страны, закупающие новейшие истребители F-35. Подготовка летного состава для такой технике на старых УТС может быть чрезмерно сложной или невозможной. Таким образом, часть покупателей американских истребителей может пожелать купить и учебно-тренировочные самолеты производства США. Впрочем, пока ни одна зарубежная страна не обозначила свой интерес к T-X. Возможно, это произойдет в будущем – после того, как такие самолеты поступят в серию и на вооружение.
Следует отметить, что на международном рынке Boeing / Saab T-X может столкнуться с серьезной конкуренцией. Сектор учебно-тренировочных самолетов не слишком велик, но в нем присутствует масса современных образцов авиационной техники. Чтобы отвоевать свое место и закрепиться на нем, необходимо иметь серьезные преимущества перед конкурентами.
Доступные данные показывают, что T-X действительно может успешно конкурировать с зарубежными УТС. Этому способствует техническая и технологическая оптимизация проекта. Кроме того, самолет создан для подготовки летчиков для современных и перспективных истребителей, т.е. разработан с заделом на будущее. Наконец, США имеют политические возможности для давления на потенциальных покупателей, с помощью которых их можно убеждать в необходимости покупки.
Таким образом, перспективы новейшего проекта УТС Boeing / Saab T-X ясны. Строительство трех с половиной сотен самолетов и 46 тренажеров уже можно считать решенным делом – их появление оказывается вопросом времени. На выполнении заказа ВВС США участники проекта заработают 9,2 миллиарда долларов. Появление экспортных заказов желательно, но пока остается под вопросом. Работы по проекту T-X продолжаются, и в самое ближайшее время могут появиться очередные новости о его реализации.
По материалам сайтов:
http://boeing.com/
https://saab.com/
https://af.mil/
https://defensenews.com/
https://flightglobal.com/
https://airforce-technology.com/