Боевая машина пехоты для Швейцарских Альп

Для большинства из нас Швейцария в первую очередь ассоциируется с банками и финансовой системой, сыром и часами. Большинство ассоциаций абсолютно мирные, даже тот же знаменитый швейцарский нож сугубо практичное изобретение. Да и сама страна, которая добилась высокого уровня жизни для своих граждан и гордится своим нейтралитетом, воспринимается сегодня как одно из наиболее мирных европейских государств, не состоящих ни в каких военных блоках и альянсах. Счастливо избежав участия в двух мировых войнах прошлого века, Швейцария сохранила и преумножила свой промышленный и экономический потенциал. При этом, несмотря на все свое миролюбие, в стране имеется оборонная промышленность, которая по некоторым параметрам находится на высоком мировом уровне.

Оборонная промышленность Швейцарии теряется на фоне альпийских лугов и долин, обрамленных высокими горами, и мирно пасущихся коров. Однако, по данным ЦАСТ, в 2015 году Швейцария экспортировала различных вооружений на сумму 1,7 миллиарда долларов, что составило 1,8 процента от всех поставок оружия в мировом масштабе. В топ-100 крупнейших мировых компаний военно-промышленного комплекса в разные годы попадали как минимум две крупных швейцарских компании – военно-промышленный концерн RUAG и авиастроительная компания Pilatus Aircraft.

В маленькой стране, большую часть которой занимают горы, существует своя авиационная промышленность. Под маркой Pilatus сегодня выпускаются небольшие турбовинтовые многоцелевые самолеты PC-12, которые можно встретить и в России, где они используются для межрегиональных полетов в качестве небольшого воздушного такси. Есть в линейке компании и учебно-тренировочные самолеты PC-21, которые используются ВВС Сингапура, Швейцарии, Австралии, Катара, ОАЭ и других стран. На базе данной модели разработаны и легкие ударные самолеты, которые могут использоваться как антипартизанские. Но если наладить выпуск собственных самолетов (были даже попытки создать для своих ВВС реактивный истребитель) в Швейцарии удалось, то с бронетехникой собственного производства как-то не пошло. Исторически сложилось, что основными поставщиками бронетехники для швейцарской армии были Германия и Швеция. В настоящее время все основные боевые танки сухопутных войск Швейцарии – это немецкие Leopard 2 (134 машины), а все БМП – это шведские CV 9030 и 9030CP (154+32 машины).

Боевая машина пехоты для Швейцарских Альп

При этом на разных этапах своей истории Швейцария пыталась разработать собственные образцы бронетехники. К примеру, наиболее известным проектом швейцарского основного боевого танка является модель Neuer Kampfpanzer (NKPz). Этот танк в 1980-е годы, если бы проект был доведен до конца, определенно не затерялся бы на мировом рынке вооружений, но швейцарские военные решили сэкономить и не пытать счастья, отдав предпочтение уже проверенному немецкому танку. Примером же самобытного подхода к созданию боевой машины пехоты является опытная БМП Mowag Tornado, которая являлась инициативной разработкой швейцарской компании Mowag.

Важно понимать и то, что без влияния соседей не обошлось и в этом проекте. Швейцарская компания Mowag принимала непосредственное участие в разработке германской боевой машины пехоты Marder, которая считалась очень удачной. На момент своего создания немецкая «Куница» была наиболее защищенной машиной подобного класса и отличалась очень хорошей скоростью передвижения по пересеченной местности, легко успевая за танками «Леопард». На вооружении Бундесвера эти машины продолжали находиться вплоть до 2010 года. Швейцарская компания Mowag принимала участие в их разработке вплоть до 1988 года. К примеру, характерная для БМП Marder пулеметная установка, помещенная в кормовой части машины, была разработкой именно швейцарских специалистов, на собственную БМП они хотели установить сразу два таких дистанционно управляемых кормовых пулемета. Некоторые элементы «Куницы» швейцарцы действительно перенесли в свою боевую машину пехоты «Торнадо», которая, однако, так и осталась в статусе опытной разработки.

Боевая машина пехоты Mowag Tornado была разработана во второй половине 1960-х годов. Первая опытная машина была полностью готова в 1968 году. Так как швейцарские специалисты участвовали в разработке германской БМП Marder, машины были очень похожи даже внешне, при этом швейцарская БМП также создавалась с учетом всех тактико-технических требований, которые предъявлялись к бронетехнике данного типа странами НАТО. Компоновка машины была традиционной, в передней части конструкторы расположили моторно-трансмиссионное отделение (смещено вправо), в середине корпуса располагалось боевое отделение, а в корме – десантное отделение, которое вмещало до 7 пехотинцев, экипаж бронемашины состоял из трех человек. В корме БМП была расположена откидывающаяся аппарель, которая служила для входа и выхода десантников из машины, также они могли воспользоваться четырьмя люками, находящимися в крыше десантного отделения. Была предусмотрена возможность ведения огня десантом, не покидая боевой машины, для этого с каждой стороны в бортах десантного отделения имелось по две амбразуры для стрелкового оружия.

Боевая машина пехоты для Швейцарских Альп

Корпус швейцарской БМП был полностью сварным. В передней левой части находилось место механика-водителя, за ним располагался командир БМП. Броня корпуса надежно защищала десантников, экипаж и важные узлы и агрегаты боевой машины от пуль и осколков снарядов и мин, а также от снарядов малого калибра. В лобовой проекции броня обеспечивала надежную защиту от обстрела различными боеприпасами калибра 20-25 мм. Передние бронелисты (верхний и нижний), а также верхняя часть бортовых бронелистов корпуса располагались под рациональными углами наклона.

Сердцем боевой машины пехоты «Торнадо» был восьмицилиндровый V-образный дизельный двигатель, развивавший мощность 287 кВт (390 л.с.), его мощности хватало, чтобы разогнать боевую машину массой порядка 22 тонны до максимальной скорости 66 км/ч (при движении по шоссе). Запас хода по топливу не превышал 400 км. Трансмиссия, двигатель, а также механизм поворота были спроектированы в едином блоке. Ходовая часть БМП Mowag Tornado состояла из шести опорных катков среднего диаметра (обрезиненных), трех поддерживающих катков, ведущего (переднего) и направляющего (заднего) колес применительно к каждому борту. Подвеска традиционно для такого типа техники была выполнена торсионной, на первом, втором и шестом опорных катках имелись гидравлические амортизаторы.

Изюминкой и главной особенностью швейцарской БМП было разнообразие вариантов вооружения. Первоначально конструкторы планировали разместить на машине 20-мм автоматическую пушку, установленную в одноместной бронированной башне кругового вращения, а также ПТРК Bantam (для них на башне имелись специальные узлы крепления). Данный ПТУР для своего времени был достаточно продвинутым, обеспечивая бронепробитие на уровне 500 мм и дальность стрельбы чуть более двух километров. Пулеметное вооружение БМП составляли два 7,62-мм пулемета с дистанционным управлением, которые располагались в корме корпуса на специальных поворотных стойках. По замыслу разработчиков, данные пулеметы можно было использовать и для стрельбы по воздушным целям, углы наведения в вертикальной плоскости составляли от -15 до +60 градусов, а сектор наведения по горизонтали был ограничен 230 градусами. Боекомплект пулеметов был достаточно внушительным – 5 тысяч патронов, к 20-мм орудию планировалось иметь 800 выстрелов.

Боевая машина пехоты для Швейцарских Альп

В 1975 году швейцарские инженеры представили еще более интересную концепцию, установив на то же шасси спаренную установку из 80-мм безоткатных орудий компании Oerlikon Contraves. Углы наведения орудий по вертикали составляли от -10 до +20 градусов. В качестве основных боеприпасов использовались осколочно-фугасные или кумулятивные 80-мм реактивные снаряды со складывающимися стабилизаторами. Еще одним новшеством был автомат заряжания и магазинная система питания, в магазинах было по 8 снарядов. Боекомплект – 16 снарядов на ствол. Стрельба могла вестись как одиночными выстрелами, так и очередью, выпустить 8 снарядов, обладающих начальной скоростью 710 м/с, можно было всего за 1,7 секунды.

К несчастью для швейцарской промышленности, вопрос о принятии на вооружение боевой машины пехоты собственного производства так и не был решен, в конечном итоге швейцарские военные выбрали шведскую БМП CV 9030СН. Несмотря на ряд очевидных достоинств Mowag Tornado не смогла найти покупателей и на международном рынке, не в последнюю очередь за счет достаточно высокой цены. При этом компания Mowag не оставляла попыток выпустить собственную БМП.

Уже в 1990-е годы швейцарские конструкторы представили второй вариант своей БМП, новинка предсказуемо получила обозначение Mowag Tornado-2 (после этого первый вариант автоматически стал Mowag Tornado-1). Новая боевая машина отличалась более мощным двигателем, улучшенной трансмиссией, современными приборами наблюдения, а также получила комбинированный прицел, позволяющий искать цели не только днем, но и ночью. Основным вооружением обновленной БМП планировалось сделать 25-мм автоматическую пушку Oerlikon Contraves, размещать которую планировалось либо в надбашенном бронированном лафете, либо в стандартной бронированной башне кругового вращения, модификации Mk.1 и Mk.2 соответственно. Рассматривались также варианты с повышением боевых возможностей новинки за счет размещения более мощной 35-мм автоматической пушки и установки ПТРК Milan. При этом все варианты БМП по-прежнему сохраняли две дистанционно управляемых пулеметных установки в корме машины, от которых швейцарские конструкторы по каким-то причинам никак не могли отказаться. Но когда и эта попытка ни к чему не привела, компания Mowag полностью сконцентрировалась на разработке и производстве колесной боевой техники, а боевая машина пехоты Mowag Tornado навсегда осталась в истории лишь в виде нескольких выпущенных в разные годы опытных образцов.

Боевая машина пехоты для Швейцарских Альп

В завершение можно сказать, что с колесной боевой техникой компании Mowag повезло гораздо больше. В настоящее время на вооружении швейцарской армии находится 443 бронеавтомобиля MOWAG Eagle различного назначения с колесной формулой 4×4. Данные машины серийно производятся с 2003 года. Швейцарские инженеры выпустили уже пять поколений боевых разведывательных машин MOWAG Eagle, которые успешно продаются и на экспорт. К примеру, Германия имеет на вооружении примерно в два раза больше бронемашин Eagle, чем Швейцария, также крупная партия бронеавтомобилей (90 штук) находится на вооружении датской армии.

Источники информации:
http://www.dogswar.ru
https://raigap.livejournal.com
http://btvt.info
http://www.libma.ru
Материалы из открытых источников

topwar.ru