Когда смотришь на нашего героя вблизи, создается впечатление, что эта машина явно не американская. Этот танк больше похож на те, что громили врага в рядах РККА. Именно поэтому посетители выставок и музеев часто удивляются табличке, на которой написаны данные этого танка.
С другой стороны, те, кто хоть немного разбирается в танках, видят достаточно серьезного противника для почти любой бронированной машины Второй мировой войны. Хорошее бронирование, достаточно крупный калибр орудия, интересная для того времени компоновка.
Американский тяжелый (средний) танк М-26 «Першинг». Первый американский танк, который действительно можно назвать полноценным танком. Хотя сами американцы, а вслед за ними и некоторые наши «специалисты» называют лучшим танком все-таки «Шерман». Сегодня мы озвучим собственное мнение по поводу танков США периода войны.
Увы, но амбиции американцев как великих инженеров и конструкторов привели к тому, что понимание самой сути танка пришло к ним довольно поздно. Все те машины, что были описаны нами за прошедшее время, это нужно сказать прямо, включая тот же «совершенный» «Шерман», обладали весьма посредственными боевыми качествами.
Даже М4, при всех его достоинствах, на поле боя выглядел мишенью для немецких танкистов и артиллеристов из-за его высоты. Сделать танк ниже американцы не могли. Чисто по конструктивным особенностям. Американцы не могли без ущерба для боевой части машины расположить в одном месте моторное отделение и трансмиссию.
Отсюда наличие кардана, который и заставлял американских конструкторов делать высокие машины. Кстати, уже М2 и М3 на полях сражений принесли понимание, что высоту машины надо уменьшать. Надо отдать должное, американцы это поняли уже в 1942-43 годах. Однако между «понять» и «сделать» лежит дистанция в три года.
Но вернемся к «Першингу». Он ничего вам не напоминает? А поставьте рядом советский ИС-2 и американский М-26. Теперь как? И чем это можно объяснить?
Объяснение такой похожести танков есть. Во-первых, американцы поняли, что без использования открытий, сделанных другими танкостроительными школами, создать полноценный, а главное эффективный танк невозможно. И во-вторых, это чисто наше мнение, уже в середине войны американцы задумались о том, как противостоять мощи Советской Армии при разделе Европы после войны.
Кто-то скажет, что авторы «загнули». США просто хотели иметь хороший тяжелый танк и всё. Может быть. Документов, доказывающих обратное, у нас нет. Есть только анализ прошедших событий. И объяснение некоторых действий нашего командования в 1945 году.
В частности, решения маршала Жукова об участии новейших тяжелых танков ИС-3 в параде Победы в Германии. Мощь «Иосифов Сталиных» третьей серии фактически уничтожила «Першингов» как систему, способную реально выигрывать танковые бои и как-то влиять на ход боевых действий.
И ещё одна мысль, на которую нас натолкнули некоторые публикации о данной машине.
М26 «Першинг» создавался официально для борьбы с немецкими танками «Тигр», «Пантера» и САУ «Фердинанд». Кстати, парадокс, но именно «Фердинанд» для «Першингов» так и остался неуязвимой машиной. «Першинги» не могли пробивать его броню. Но так как «Фердинандов» было выпущено раз-два и обчелся, то и не станем заострять на этом ваше внимание.
Тем более что американский танк появился уже в самом конце войны. Фактически в феврале 1945 года, когда все уже было решено. И тогда возникает вопрос — а кто станет противником этой машины после разгрома Германии? Увы, но учитывая любовь наших союзников к СССР и лично к Сталину, противником станет лучший советский средний танк Т-34-85.
И опять простая логика. Любая школа танкостроения имеет свои наработки, которые и отличают её от других. Советская школа создала хороший средний танк и достаточно эффективный тяжелый танк категории «против всех». Тот самый ИС-2. Может в этом кроется ещё одно объяснение американского копирования именно советской машины?
Кстати, советские и американские машины вскоре действительно встретились на поле боя. Именно как противники. Это произошло уже на другой войне. И советскими машинами управляли не русские солдаты и офицеры. Это произошло в Корее. Во время корейской войны. По американским данным тогда М26 потеряли в боях с Т-34-85 шесть машин, но сами уничтожили двадцать девять советских-корейских танков. Корейская сторона говорит об 11 уничтоженных американских и 17 потерянных своих.
Насколько можно доверять цифрам, мы не знаем. Знаем только то, что в этих боях встретились машины разных поколений.
Теперь немного об истории создания этой машины. Прежде всего о названии. Имя «Першинг» присвоено машине в честь единственного на тот момент генерала армии США, командира экспедиционного корпуса во время Первой мировой войны, Джона Першинга, который имел персональное воинское звание « General of the Armies of the United States». То есть генерал армии Соединенных Штатов.
Итак, началом истории «Першинга» следует считать 25 мая 1942 года. Именно в этот день были утверждены требования к новому, перспективному, танку. Если отбросить многочисленные не особо важные требования, новый танк должен быть меньше по высоте, примерно той же массы, что и «Шерман», иметь более мощное бронирование.
Для этого предлагалось переместить трансмиссию в кормовую часть, тем самым убрать кардан из боевого отделения. Кроме этого, военные предложили «втиснуть» корпус машины между гусениц, что позволило бы ликвидировать надгусеничные ниши. Таким образом уменьшался забронированный объем. И, следовательно, можно усилить бронирование лба при сохранении массы объекта.
Первой фирмой, которая должна была создать новый танк, стала «Дженерал Моторс». Именно она получила в мае 1942 года заказ на создание прототипа нового танка (Т20). Однако, в сентябре 1942 года к разработке новой машины подключили ещё две фирмы — «Крайслер» (Т22) и «Дженерал Электрик» (Т23). Компании должны были представить на испытания по две машины.
Первой новую машину изготовила «Дженерал Электрик». Первый Т23 вышел на полигон уже в январе 1943 года. Второй через два месяца — в марте. Фирма выиграла время за счет сохранения подвески (VVSS). Но тем самым машина существенно потеряла в подвижности.
А вот трансмиссия была создана по основной специализации компании. Т23 имел электромеханическую трансмиссию. В моторном отделении был установлен генератор, который приводился в действие карбюраторным двигателем. А на редукторы ведущих колес были поставлены электромоторы.
В мае 1943 года на испытания прибыл первый Т20. Здесь присутствует совсем другой подход к трансмиссии. «Дженерал Моторс» установила на новую машину автоматическую гидромеханическую трансмиссию «Торк Матик» 30-30В.
В июне 1943 года начались испытания и Т22. Специалисты «Крайслера» не стали менять трансмиссию танка, просто механически перенесли её в кормовое отделение. Проще говоря, крайслеровская трансмиссия была практически полной копией трансмиссии М4А3.
Вооружение и состав экипажа всех машин были аналогичным. Использовались 76-мм пушки М1 с вертикальным стабилизатором. Это орудие за счет длины ствола (52 калибра) обладало хорошими для такого калибра бронебойными характеристиками. Сохранился и традиционный 12,7-мм зенитный пулемет. Экипаж 5 человек.
Дальше, опять же обычный для американцев, детектив.
Самой тяжелой машиной из представленных на испытания был Т23 — 32,9 тонны. Против 31,4 тонны у Т22 и 29,8 тонны у Т20. Однако на ходовых испытаниях «тяжелый» Т23 показал не только великолепную маневренность, но и скорость 56 км/ч! Т20 «разогнали» до 48 км, а Т22 вообще только до 40.
Вроде бы всё. Военное ведомство заказывает 250 новых танков. «Дженерал Электрик» начинает серийный выпуск и... приезжают танкисты из Северной Африки. Там, в Тунисе, танкисты увидели мощь немецких «Тигров». Пушки, которые устанавливали на новые машины, были бессильны против лба этих «хищников». Танкисты отказались от новых танков.
Но американцы предусмотрели требования... американцев. Уже в первом заказе был предусмотрен выпуск машин с пушкой калибром 90-мм (позже стандартизирована как М3). Причем, конструкторы предусмотрели и другое, правда, пока не выдвинутое танкистами требование — увеличить бронирование машин по лобовой части. Прототипы даже получили обозначения — Т25 и Т26.
Отличие от первоначального варианта было не только в орудии. Менялась башня. Она была увеличена у обоих танков. Но для Т26 увеличивалась ещё и лобовая броня. С уже имеющихся 76 мм до 102 мм. Но все эти изменения вели к увеличению общей массы машины. Т25 был уже 36,7 тонн, а Т26 перевалил за 40-40, 5 тонн.
И опять возмутились танкисты. Нам не нужен этот тяжеловес. Как он сможет заменить «Шермана» при такой массе? Аргументы типа танка-"антитигра" отметались напрочь. С «Тиграми» должны драться противотанкисты. Армия требует танк прорыва, своего «Тигра»!
Единственное место, откуда можно было бы убрать лишний вес, оказалось трансмиссией. Все другие возможности, вроде вооружения, бронирования и прочего, вели бы к дискредитации самой идеи «противотигра».
После долгих раздумий было решено заменить электомеханику на гидромеханическую автоматическую трансмиссию «Торк Матик». Так появились два других прототипа Т25Е1 и Т26Е1. Правда, всего две машины. Выпускались они опять на заводе концерна «Дженерал мотор» в Гранд Бланке (штат Мичиган). Вес машин существенно уменьшился. Т25Е1 до 31,8 тонн, а Т26Е1 до 36,9 тонн.
Дальше опять испытания. Теперь военных не устроила подвеска. Для тяжелой машины пружинная подвеска явно не подходила. В конечном итоге, появилась торсионная подвеска. Такое решение не только упростило изготовление и эксплуатацию подвески, но и позволило решить ещё одну проблему тяжелых танков.
Шермановские гусеницы, шириной 483 мм, просто усаживали машину на брюхо при любом более или менее серьёзном дожде или в снегу. Советские машины, к примеру (о котором американцы были осведомлены), имели гораздо более широкие гусеницы. Новые торсионы позволили увеличить ширину опорных катков до приемлемых для тяжелого танка. Таким образом, именно на Т26Е1 впервые были поставлены 610-мм гусеницы. «Двадцать пятые» сохранили 483-мм гусеницы.
В ходе последующих испытаний оказалось, что новая подвеска Т26Е1 гораздо надежнее старой, «облегченной» Т25Е1. Но окончательно «убили» «двадцать пятый» сведения с Нормандии. Т25Е1 практически перестал быть интересной для армии машиной.
Башни обеих машин практически повторяли башню Т23, но имели удлиненную кормовую часть. Очень часто об этой особенности Т25Е1 и Т26Е1 говорят, как о дополнительном месте для хранения боеприпасов. А вот ни чего подобного!
На самом деле всё гораздо прозаичнее. Башню увеличили для противовеса более тяжелого орудия.
Есть и ещё одно малозаметное отличие башен этих машин. Это маска. Обе маски имеют обозначение Т99. Однако, на Т26Е1 маска тоже Т99Е1. Она просто толще, в соответствии с концепцией танка. Толщина брони маски Т99Е1 увеличена до 114 мм.
Читая мемуары американских генералов того времени, создается устойчивое мнение, что военные изначально не хотели эту машину. «Тормозили» везде, где только можно. Причем часто причины были, по нашему мнению, надуманы. Хотя понять их можно. «Шерманы» хоть и устарели, и не справлялись с немецкими машинами, но были вполне успешными именно как пехотные танки.
Да и САУ-истребители танков (М36) на их базе обладали такими же пушками, как и «Першинги». Единая база давала возможность быстрого восстановления подбитых машин. Новый же танк требовал создания множества новых мастерских. короче, добавляли проблем отцам-командирам по полной. А тут ещё и перевод танка Т26Е1 в разряд тяжелого (29 июня 1944 г.) резко менял его задачи в бою.
Как бы то ни было, фактически машина была готова уже весной 1944 года. Однако на вооружение её не принимали. Но опять «виноваты немцы». Немецкие танки громили «Шерманы» в хвост и гриву. А истребители танков имели такую слабую броню, что открыто действовать против танков просто не могли. Тактика применения САУ свелась к засадам и наскокам. Наступать с такими машинами было невозможно. Т26Е1 стал нужен...
Машину официально приняли на вооружение под индексом М26. И начали готовить к отправке на европейский ТВД. Вроде бы, больше препятствий нет. Но опять противостояние с военными... Теперь по поводу классификации машины. Короче говоря, танк опять стал средним. И в начале 1945 года первые машины отправлены в Европу.
А теперь самая интересная для нас часть. Опять щупать, дергать и биться головой о всякие выступы машины.
Компоновка машины классическая. Отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Сам корпус танка сварной. Элементы корпуса либо литые, либо катанные. Бронирование стальной, литой и катаной гомогенной броней. Башня литая. На лбу башни маска толщиной 114-115 мм. Крепление болтовое.
Отделение управления. Танк имеет кроме основного механика-водителя в своем составе помощника мехвода. Именно поэтому отделение управления двухместное. Слева механик-водитель, справа помощник. Между ними установлен вентилятор «Ротоклон»(в крыше корпуса).
Обзор поля боя для механика-водителя и его помощника обеспечивают поворотные перископы М5. Причем, на первых моделях танка их было по два на каждого. В крышке люка и в корпусе. На более поздних моделях перископ из корпуса убрали. Кстати, возникает вопрос о необходимости такого широкого обзора для помощника. Зачем?
Ответ прост. Кроме основной функции, помощник был ещё и стрелком курсового пулемета. А пулемет был установлен так, что прицельного приспособления он не имел.
Фактически, стрелок стрелял прицеливаясь через перископ. Поэтому, в боекомплект пулемета входили только трассирующие пули.
Важна и ещё одна деталь. Оба места в отделении управления имели идентичные органы управления танком. Даже приборная доска была установлена не перед мехводом, а посередине отделения, под вентилятором. Так что пользоваться её могли оба механика-водителя.
Учтено даже желание «подземных жителей» иногда «видеть солнце». Сиденья обоих механиков были сконструированы так, чтобы в походном положении механик мог вести машину высунувшись из корпуса.
Боевое отделение было «жилищем» для остальных членов экипажа. Выше всех, слева от пушки, сидел командир машины. В его распоряжении была командирская башенка с 6 смотровыми приборами по всему периметру. Плюс к этому, в крышке люка командир имел собственный перископ М6.
Справа от пушки, по высоте чуть ниже командира, сидел наводчик. Его «глазами» был перископ М8А1. Для прицеливания орудия наводчик использовал прицел М71С.
Ну и внизу слева, за командиром, находился заряжающий. Он тоже мог следить за полем боя в перископ, аналогичный командирскому.
Вооружение танка, как мы уже писали выше, состояло из пушки М3 со стволом длиной в 50 калибров, 7,62-мм пулемета «Браунинг» М1919А4, спаренного с пушкой, но имевшего самостоятельный электрический спуск. Причем, спуск сделан таким образом, что огонь из пулемета мог вести не только командир, но и заряжающий. Курсовой пулемет точно такой же, только на поздних моделях его не устанавливали.
На крыше башни на шкворневой установке находился 12,7-мм пулемет «Браунинг» М2НВ. Общее количество боезапаса танка — 70 выстрелов для орудия, 5000 патронов к М1919А1 и 550 патронов к М2НВ.
«Орудием» заряжающего был 51-мм дымовой гранатомет, установленный на крыше башни (впереди). Боекомплект составлял 12 дымовых гранат.
Некоторую неразбериху вносят радиостанции этих танков. Дело в том, что машины имели одну или несколько станций, в зависимости от того, кому они принадлежали. Большинство танков комплектовались радиостанцией SCR-528 (приемник ВС 603 и передатчик ВС 604). Станции устанавливались в задней части башни и обеспечивали не только связь с командиром, но внутреннюю связь на 5 абонентов.
Командиры рот получали в свое распоряжение другую станцию — SCR-508. Фактически станция отличалась от 528-й наличием дополнительного приемника ВС-603. Для командира батальона предназначалась радиостанция SCR-506. Эта станция устанавливалась на полке перед заряжающим.
Моторно-трансмиссионное отделение. Силовая установка представляет собой модификацию фордовского двигателя GAA. Итак, 8-цилиндровый, V-образный, карбюраторный двигатель водяного охлаждения «Форд» GAN (высота двигателя уменьшена по сравнению с GAA). Мощность мотора при 2600 оборотах в минуту — 500 л.с. Топливные баки по бортам корпуса вместимостью 700 литров. Бензин 80-октановый.
Трансмиссия автоматическая гидромеханическая «Торк Матик». Количество передних передач три, задняя одна. Механизм поворота — двойной дифференциал.
Ходовая часть. «Першинги» имели по каждому борту по 6 спаренных опорных катков размером 660 на 152 мм. Ведущее колесо с 13 зубьями находится сзади. Ленивец впереди. Крепление катков на рычаге амортизатора (поперечного торсиона). Кроме этого, первая (катки 1 и 2) и третья (катки 5 и 6) тележки снабжены дополнительными масляными амортизаторами.
Вот такой он, этот знаменитый «антитигр». На войну из всей серии успели всего 20 машин. Произошло это в 1945 году, когда 28 февраля, «Першинг» и «Тигр» все-таки встретились. Произошло это у местечка Эльсдорф. Тогда немецкий танк подбил американца одним выстрелом. В ответ «Першинги» уничтожили «Тигр», причем попадание было идеальным. В «Тигре» сдетонировал боезапас. Ну и добавили к списку ещё и пару Pz. IV.
А на разгром Японии «генерал Першинг» попросту опоздал. Так что в его активе всего одна война. На Корейском полуострове.
Ну и традиционные тактико-технические характеристики героя:
Технические характеристики M26 Pershing
Длина корпуса, мм: 6208
Длина с пушкой вперёд, мм: 8090
Ширина, мм: 3505
Высота, мм: 2769
Клиренс, мм: 440
Бронирование: стальная, литая и катаная гомогенная
— Лоб корпуса (верх), мм/град: 102 / 46°
— Борт корпуса, мм/град: 51-76 / 0°
— Корма корпуса, мм/град: 51 / 0-30°
— Днище, мм: 13—25
— Лоб башни, мм/град: 102 / 0°
— Маска орудия, мм/град: 114
Вооружение:
— нарезная пушка 90-мм M3
— пулемёты — 1 х 12,7-мм M2HB, 2 х 7,62-мм M1919A4
Боекомплект: 58 снарядов, 400 патронов 12,7-мм, 5000 патронов 7,62-мм.
Тип двигателя — V-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с: 500
Скорость по шоссе, км/ч: 48
Запас хода по шоссе, км: 120
Преодолеваемый подъём, град: 30°
Преодолеваемая стенка, м: 0,9
Преодолеваемый ров, м: 2,45
Преодолеваемый брод, м: 1,2.